Основные педагогические идеи Льва Николаевича Толстого включают:
Теория свободного воспитания. 45 Ребёнок от рождения совершенен, добр и правдив. 4 Воспитывать его — всё равно, что портить, поскольку нравственность взрослых значительно ниже, чем у детей. 4 Задача воспитателя — создать благоприятные условия для полного раскрытия потенциала ребёнка. 4
Изучение внутреннего мира ребёнка. 2 Толстой понимал необходимость изучения желаний, интересов и устремлений ребёнка. 2
Развитие самостоятельности и творческого мышления у учащихся. 2 Он писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…». 2
Соединение обучения и воспитания в едином целом — в предмете. 2 Толстой собирал в учебниках притчи, пословицы, поговорки, в которых в образной форме говорил о положительных и отрицательных чертах людей. 2
Прочность знаний. 2 Толстой рассматривал её как один из важнейших результатов правильного обучения, одну из практических целей образования. 2
Гибкость применения методов обучения. 2 Всякий метод, заявлял он, можно извратить, если подойти к нему формально, не поняв его существа. 2
Подготовка личности к жизни в условиях внешней свободы. 3 Направление своих мыслей, чувств, воли на творчество, созидание, готовность к сотрудничеству с другими людьми, уважение их прав. 3