Основные педагогические идеи Песталоцци включают:
Всестороннее гармоничное развитие как цель школы. 3 Оно предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду. 3
Теория элементарного образования. 5 Воспитание берёт начало с простых элементов и восходит к более сложным, с беспорядочных ощущений к ясным представлениям и понятиям. 5 Суть теории — пробудить задатки способностей, заложенных в каждом ребёнке. 5
Идея природосообразности. 3 Это развитие «сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений». 3 Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. 3
Необходимость направления воспитателем развития задатков и способностей детей. 3 При этом моральные, умственные и практические силы человека «должны воспитываться внутри его». 3
Использование наглядности во время обучения. 5 Педагог был против бессмысленного запоминания информации, сведений. 5 Он строил свою систему обучения на основе широкого применения наглядности, которая позволяет добиться правильных представлений об окружающем, развивать мышление и речь. 5
Концепция развивающего обучения. 5 Обучение должно иметь развивающий характер, воздействовать не только на ум ребёнка, но и оказывать определённое влияние на его волю, чувства, эмоции, характер. 5