Основные педагогические идеи Петра Каптерева включают:
Индивидуализация образования. 1 Каждый ребёнок уникален и требует индивидуального подхода к обучению. 1 Каптерев разработал методику дифференцированного обучения, которая предполагает адаптацию программы к потребностям и способностям каждого ребёнка. 1
Развитие творческих способностей детей. 1 Игра и творчество — это основные средства развития ребёнка. 1 Каптерев разработал ряд методов, направленных на стимулирование творческой активности детей. 1
Разработка программы комплексного развития ребёнка. 1 Обучение должно быть не только когнитивным, но и эмоциональным и социальным. 1 Каптерев разработал систему, которая включала в себя различные направления развития ребёнка: физическое, психологическое, социальное и духовное. 1
Сущность педагогического процесса. 2 Обучение и воспитание — это систематическая помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности в меру её сил и сообразно социальному идеалу. 2
Педагогический идеал. 2 Воспитание «доброго общественника», осознающего обязанность и охоту «работать с другими», такими же как «я». 2 Совместная работа не означает отказа от своего «я» и личных интересов, а требует лишь их согласования, «гармонии стремлений отдельных личностей». 2