Некоторые основные отличия западной и отечественной педагогической психологии:
- Подход к соотношению обучения и развития. 1 В зарубежной психологии обучение рассматривается как часть развития (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка). 1 В отечественной психологии обучение и воспитание имеют ведущее значение в психическом развитии ребёнка. 1
- Теории учения. 3 Среди западных теорий учения наибольшее распространение получила бихевиористская теория. 3 В отечественной педагогической психологии созданы такие теории учения, как ассоциативно-рефлекторная теория, теория поэтапного формирования умственных действий и другие. 3
- Подходы к воспитанию. 5 В зарубежной педагогике есть две главные позиции: консервативно-охранительная, отстаивающая управляемое формирование дисциплинированной личности, усвоившей социальные стандарты в поведении, и гуманистическо-либеральная, с приоритетом развития автономной личности в процессе воспитания и социализации. 5
При этом в истории становления и развития зарубежной и отечественной педагогической психологии прослеживаются общие закономерности. 2 Например, и в США, и в Западной Европе, и в России педагогическая психология оформлялась для решения как собственно педагогических, так и актуальных социально-общественных задач. 2