Подходы Выготского, Рубинштейна и Леонтьева к деятельностной психологии имеют некоторые отличия:
Л. С. Выготский акцентировал внимание на изучении деятельности как общего методологического принципа, при этом деятельность рассматривалась как категория надиндивидуального, культурного уровня. 37 Выготский считал, что психическое развитие человека осуществляется посредством его воспитания и обучения как одной из форм присвоения общественно-исторических способностей. 37 Он сформулировал основной закон развития высших психических функций человека: каждая высшая психическая функция в развитии ребёнка появляется дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная, а второй раз как деятельность индивидуальная. 37
С. Л. Рубинштейн выдвинул принцип «единства сознания и деятельности», согласно которому сознание и психика в целом формируются в процессе деятельности и проявляются в деятельности человека. 16 Деятельность в данном контексте выступает не как совокупность определённых реакций на внешние стимулы, а как система, регулируемая сознанием. 6 Рубинштейн считал, что можно изучать сознание только через то, как человек взаимодействует с реальным миром, при этом подчёркивал активную роль личности. 2 Он создал субъектно-деятельностный подход, согласно которому человек выступает как активный творец собственной жизни. 2
А. Н. Леонтьев занимался разработкой особенностей строения внешней и внутренней деятельности и их взаимосвязи. 6 Он показал, что нельзя разделять внешнюю (физическую) и внутреннюю (психическую) деятельность. 2 По его теории, сознание не просто связано с деятельностью — оно буквально «встроено» в неё. 2 Леонтьев разработал трехуровневую структуру деятельности: каждому уровню соответствует свой элемент сознания: мотив, цель и условия выполнения. 2 Он объяснил, как в процессе эволюции психика усложнялась вместе с усложнением деятельности живых существ. 2
Таким образом, Выготский фокусировался на общем методологическом принципе деятельности, Рубинштейн — на отношениях деятельности и субъекта, а Леонтьев — на структуре деятельности и её взаимосвязи с сознанием. 36