Некоторые отличия парадигмального подхода в науке от других теорий развития:
Акцент на коллективном сознании научного сообщества. 2 Учёный воспринимает объект изучения не непосредственно, а сквозь призму парадигмы как выражения коллективного сознания научного сообщества. 2
Представление о динамике науки как непрерывно-прерывном процессе. 2 Кумулятивный период развития знания («нормальная наука») сменяется периодом научной революции, который характеризуется качественными скачками в видении одной и той же предметной области. 2
Идея предпосылочности знания. 2 Формирование и развитие знаний происходит под влиянием всей социокультурной среды, включающей в себя систему ценностей, мировоззрение и т. п.. 2
Акцент на индивидуальности учёных. 4 В отличие от моделей неопозитивистов, куновская модель научного изменения акцентирует внимание на индивидуальности учёных, а не на абстрагировании науки в чисто логическую или философскую деятельность. 4
Отказ от кумулятивистской теории. 3 Парадигмальный подход не согласен с теорией, которая объясняет развитие науки постепенным накоплением всё новых знаний, фактов, концепций. 3 Развитие знания определяется сменой господствующих парадигм, а не простым суммированием знаний. 4
Ответ сформирован YandexGPT на основе текстов выбранных сайтов. В нём могут быть неточности.
Примеры полезных ответов Нейро на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Нейро.