Основные отличия между включенным и невключенным наблюдением в педагогике заключаются в степени участия исследователя в учебно-воспитательном процессе: www.prodlenka.org infourok.ru
- Включенное наблюдение предполагает активное участие исследователя в процессе, он является частью группы, поведение которой исследует. www.prodlenka.org videouroki.net К преимуществам такого вида наблюдения относят возможность выявить глубинные особенности педагогического процесса. www.prodlenka.org infourok.ru Однако у него есть и недостатки: невозможность текущей регистрации всех событий (исследователь фиксирует их после занятий), привыкание к занятиям и необходимость времени на привыкание коллектива к исследователю. www.prodlenka.org infourok.ru
- Невключенное наблюдение, в свою очередь, предполагает наблюдение со стороны, исследователь не участвует в занятиях, является лишь свидетелем происходящего. www.prodlenka.org infourok.ru К достоинствам такого вида наблюдения относят его большую доступность для исследователей и отсутствие ограничений в сфере применения. www.prodlenka.org infourok.ru К недостаткам — более поверхностное восприятие педагогической действительности. www.prodlenka.org infourok.ru
Таким образом, включенное наблюдение ориентировано на глубокое изучение процесса, а невключенное — на более доступное и упрощённое наблюдение.