Некоторые основные отличия между младшим и старшим школьным возрастом:
Младший школьный возраст (6–10 лет): 5
- Основной вид деятельности — учение, но также присутствует игровая деятельность как переходная стадия из дошкольного в школьный период. 1
- Ученики воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. 1
- Внимание рассеяно и быстро переключается на более приоритетную цель, дети не могут долго сидеть и переносить монотонию. 1
- Характерна потребность во внешних впечатлениях: привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности, интересны яркие и насыщенные детали. 1
- Закладываются основы таких социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость, пунктуальность, авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в общении. 1
Старший школьный возраст (15–18 лет): 5
- На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением, саморазвитием и самоопределением. 1
- Активно формируются устойчивые ценности и системы ценностей, корректируется мировоззрение. 1
- Всё чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определённой области, возникает стремление к самообразованию. 1
- Обострилась потребность в социализации, в общественном признании, в межличностном комфорте. 1
- Переход от индивида к личности завершается, у юноши формируется собственная точка зрения, его в меньшей степени интересует мнение окружающих, он может гармонично общаться с различными возрастными группами. 1
- Устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. 1