Некоторые отличия эвристического метода от репродуктивного при анализе литературных произведений:
Цель:
- Эвристический метод направлен на разрешение художественных, нравственных, общественных или философских проблем, поставленных писателем. 1 Задача учителя — помочь учащемуся обнаружить эти проблемы, найти пути их разрешения в художественном тексте. 1
- Репродуктивный метод в большей степени информационный: его задача — сообщить учащимся новую информацию, обобщить сумму знаний, полученных ими, раскрыть перед ними перспективы искусства и науки. 1
Приёмы:
- Эвристический метод предполагает постановку системы вопросов, которые ведут мысль учащегося от наблюдения к выводам и от более частных выводов к общим (философским). 1 Также характерны система заданий по тексту художественного произведения, постановка проблемы учителем или учащимися, разрешение которой возможно в форме диспута. 1
- Репродуктивный метод предполагает, что учащиеся получают знания как бы в готовом виде — в слове или лекции учителя, учебнике, учебном пособии, критических статьях. 1
Таким образом, эвристический метод ориентирован на самостоятельное мышление учащихся, а репродуктивный метод предполагает пассивное восприятие информации, где основная задача — механическое запоминание. 14