Идея народности воспитания — центральная идея педагогической теории К. Д. Ушинского. 1 Под народностью он понимал такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. 13
Некоторые основные идеи народности в педагогической системе Ушинского:
- Воспитание должно быть народным. 1 Школьное обучение должно охватывать всё подрастающее поколение и формировать его в духе экономических, общественно-политических и культурно-просветительных интересов народа. 1
- Воспитание должно давать детям реальное образование и развивать их умственные способности, чтобы знания были связаны с жизнью и направлены на общенародное благо. 1
- Центральное место в формировании человека должен занимать родной язык как язык обучения и как источник знаний. 12
- Воспитание должно быть направлено на формирование высокоморального человека. 1 Ушинский призывал воспитывать патриота с твёрдой волей и характером, борца за дело родины и народа. 1
- Женщине должно быть обеспечено воспитание и образование наравне с мужчиной. 1
- Недопустимо заимствование и внедрение в практику воспитания чуждых для народа иноземных систем и опыта без критической переработки в соответствии с духом идеи народности. 1
Ушинский считал невозможным подражать или механически переносить в русскую педагогику принципы воспитания других народов. 35 При этом он не отрицал возможности использовать достижения в области педагогики других народов, разумно преломляя их к своим национальным особенностям. 35