Основные идеи французского структурализма в этнологии, представленные, в частности, учёным Клодом Леви-Стросом, включают:
- Представление о вечной, внеисторической структуре, которая не имеет причинно-следственных связей. 3 Эта структура является плодом непознанного, существующего вечно человеческого сознания. 3
- Идея о единстве человеческого разума на всех стадиях исторического развития. 3 Вся человеческая деятельность и все формы сознания людей, по мнению Леви-Строса, подчинены строгой логике. 3
- Рассмотрение каждой стороны быта и культуры как замкнутой системы. 3 Учёный старался обнаружить в каждой из них свои логические закономерности, чаще всего находил их в бинарных оппозициях — парных противоположностях, главной из которых являлась оппозиция «природа — культура». 3
- Рассмотрение всех культурных систем жизни первобытных народов — правил браков, терминов родства, мифов, ритуалов, масок — как языков, как бессознательно функционирующих означающих систем, внутри которых происходит своего рода обмен сообщениями, передача информации. 2
- Использование структурного анализа для сравнительного исследования мифов, которые учёный рассматривал как фундаментальное содержание коллективного сознания, основу устойчивых социальных структур. 3
Сторонники этой теории утверждают равноправие культур и отвергают предубеждение, что одна цивилизация может быть «лучше» другой. 1