Ключевое различие между формирующим и констатирующим экспериментами заключается в активности исследователя. 3
Констатирующий эксперимент направлен на описание существующего состояния объекта исследования. 3 Исследователь не вмешивается в процесс, а просто наблюдает и регистрирует данные. 3 Задача такого эксперимента — зафиксировать «срезы» реальности, получить точную картину «как есть». 3
Формирующий эксперимент, напротив, активен и целенаправлен. 3 Исследователь активно влияет на объект исследования, внося изменения и наблюдая за результатами. 23 Цель такого эксперимента — не просто зафиксировать, а изменить, улучшить, скорректировать изучаемый объект. 3
Результаты констатирующего эксперимента описывают текущее состояние, а результаты формирующего — демонстрируют эффективность применённых воздействий и изменения, которые удалось достичь. 3
Выбор между этими типами экспериментов зависит от поставленной задачи: если нужно просто описать явление — достаточно констатирующего, если необходимо изменить ситуацию — необходим формирующий эксперимент. 3