Вопросы к Поиску с Алисой
Некоторые ключевые различия между теориями экологических систем Бронфенбреннера и Выготского:
Теория экологических систем Бронфенбреннера описывает, какие социальные среды и как влияют на ребёнка. psychologos.ru Учёный подчёркивал, что дети являются как продуктами, так и создателями окружающей среды. psychologos.ru Бронфенбреннер отмечал, что экологические системы подвижны и со временем меняются. psychologos.ru Он полагал, что наиболее значительную роль на развитие ребёнка оказывает именно макросистема, поскольку она обладает способностью воздействовать на все другие уровни. psychologos.ru
Теория Выготского предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. psychologos.ru Учёный считал, что развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребёнком «психологических орудий», путём овладения системой знаков-символов, таких как — язык, письмо, система счёта. psychologos.ru Выготский вводил понятие «зона ближайшего развития» — это то пространство действий, которые ребёнок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. psychologos.ru
Таким образом, теория экологических систем Бронфенбреннера фокусируется на влиянии различных социальных систем на развитие ребёнка, а теория Выготского — на роли социального взаимодействия и культуры в этом процессе.