Некоторые ключевые принципы и подходы педагогических технологий на основе диалога культур:
- Культурологический принцип обучения. 3 Согласно ему, приобретение знаний, умений и навыков происходит через их осмысление и наполнение культурными смыслами. 3
- Проблематизация материала. 4 Материал перерабатывается в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, выводится в контекст вечных человеческих проблем. 4
- Использование текстов как источника и символа культуры. 5 На уроке есть текст, который выполняет роль источника и символа культуры, а ученик ведёт диалог с героем через текст. 5
- Сотворчество преподавателя и обучающихся. 2 Ученики присваивают определённые позиции и типы мышления, а учитель выступает в роли собеседника. 25
- Внедрение игровых методик. 2 Используются различные игры и творческие задания. 3
- Развитие рефлексии и ценностного самоопределения. 4 Рекомендуемые виды и формы работы способствуют развитию рефлексии, помогают учащимся определить свои ценности. 4
В основе технологии диалога культур лежат идеи М. М. Бахтина о культуре как диалоге, внутренней речи Л. С. Выготского, положения философской логики культуры В. С. Библера. 2