Некоторые ключевые принципы обучения по системе И. Ф. Гербарта:
- Развитие многостороннего интереса. 15 Гербарт выделял шесть видов интереса: эмпирический (к окружающему миру), умозрительный (к причинам вещей и явлений), эстетический (к прекрасному), симпатический (к близким), социальный (ко всем людям) и религиозный. 14
- Углубление в изучаемый материал и в самого себя. 24 Процесс обучения, по Гербарту, проходит через углубление в материал и осознание. 24
- Использование наглядности. 14 На первой ступени обучения (ясность) осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом. 1
- Связное изложение материала. 1 Третья ступень обучения (система) характеризуется изложением нового материала с выделением главных положений, выводом правил и формулированием законов. 1
- Выработка навыка применения знаний на практике. 1 На четвёртой ступени обучения (метод) у учащихся в процессе выполнения упражнений с использованием новых знаний вырабатывается навык их применения. 1
Также Гербарт считал, что обучение и воспитание — единый процесс, и ввёл в педагогику понятие «воспитывающее обучение». 5