Ключевые отличия подходов Л.В. Занкова и В.В. Давыдова к развитию личности заключаются в следующих положениях:
- Принцип обучения. www.mgpu.ru В системе Занкова основополагающий принцип — обучение на высоком уровне трудности. www.mgpu.ru В системе Эльконина-Давыдова ориентация на познание «сущности явлений» предполагает развитие у детей круга принципиально новых способностей, связанных с теоретическим мышлением и сознанием. www.mgpu.ru
- Осознание процесса учения. www.mgpu.ru В системе Занкова осознанию подлежит специфическая сторона учения — линии, связующие учебный материал в единую структуру, необходимость заучивания определённых элементов, источники ошибок при его усвоении. www.mgpu.ru В системе Эльконина-Давыдова речь идёт не просто об осознании учения, а о развитии у детей особых рефлексивных способностей — рефлексивного анализа, оценки и контроля. www.mgpu.ru
- Индивидуальный подход. www.mgpu.ru {6-host} В системе Занкова необходим индивидуальный, личностно-ориентированный подход, работа над развитием всех учащихся класса. {6-host} В системе Эльконина-Давыдова требование к индивидуальной работе с каждым ребёнком удовлетворяется за счёт диалого-дискуссионных форм учебной деятельности. www.mgpu.ru
Таким образом, подход Л.В. Занкова направлен на общее развитие ребёнка, включая ум, волю, чувства и нравственность, в то время как подход В.В. Давыдова акцентирует внимание на развитии основ теоретического мышления и творчества как основы личности. psy.1sept.ru psyjournals.ru