Ключевые отличия исследовательского и репродуктивного подходов к обучению заключаются в уровне мыслительной активности учащихся и в способе подачи материала. 15
Репродуктивный подход предполагает низкий уровень активности мышления, при котором учащиеся запоминают готовые знания и воспроизводят их. 15 Учитель предлагает материал в готовом виде, а ученики выполняют действия по образцу. 2 Для упрочнения знаний применяется регулярное повторение. 1
Исследовательский подход предполагает высокий уровень активности мышления, при котором знания добываются посредством самостоятельной деятельности. 1 Преподаватель совместно с учащимися определяет проблему, которую необходимо решить за определённый отрезок учебного времени. 1 Ученики должны сами добывать знания в ходе разрешения проблемы. 1 Работа учителя сводится к оперативному управлению ходом решения проблемных задач. 1
Таким образом, репродуктивный подход направлен на воспроизведение готовых знаний, а исследовательский — на их творческое усвоение. 14