Некоторые ключевые отличия репродуктивного и творческого стилей преподавания:
Репродуктивный стиль предполагает передачу ученикам ряда знаний в виде простого изложения содержания материала и проверки уровня его усвоения. 23 В этой модели учитываются лишь регламентированные или догматизированные знания, без принятия к вниманию мнения учащихся. 3 Обучение осуществляется преимущественно в монологической форме: «повторите», «воспроизведите», «запомните», «действуйте по образцу». 2
Творческий стиль предполагает стимулирование учащихся к творчеству, поддержку инициатив. 2 Преподаватель отбирает содержание материала согласно критериям проблемности. 4 В процессе изложения проблемы он стремится выстроить отношения диалога со студентами. 4 Обучение осуществляется преимущественно в диалогической форме: «выдели главное», «докажи», «сделай выбор и аргументируй его», «объясни и сделай вывод». 2
Результаты обучения:
- Репродуктивный стиль не обеспечивает качественных знаний, что затрудняет формирование умений и навыков. 1 Конечным результатом бывают как понимание содержания без воспроизведения, так и воспроизведение без понимания (зазубривание). 1
- Творческий стиль обеспечивает одновременное достижение учащимися понимания и воспроизведения содержания, то есть качественное усвоение знаний. 1 На этой основе эффективно осуществляется дальнейшее формирование умений и навыков. 1
Эмоциональная окраска процесса:
- Репродуктивный стиль сопровождается отрицательными эмоциями: отсутствием интереса, скукой, самопринуждением, утомлением. 1 В конечном итоге, процесс познания приобретает для ученика негативную эмоциональную окраску, что ведёт к утрате внутренней учебной мотивации и не способствует становлению позиции исследователя. 1
- Творческий стиль сопровождается положительными эмоциями: постановка проблемы — бескорыстным интересом к новому, поиск решения — радостью субъективного открытия, выражение решения и реализация продукта — удовлетворённостью своим продуктом. 1 В конечном итоге, процесс познания приобретает для ученика позитивную эмоциональную окраску, что способствует развитию внутренней учебной мотивации и становлению позиции исследователя. 1