Некоторые ключевые отличия советского подхода к воспитанию в коллективе от западной педагогики:
- Приоритет общественных интересов над личными. cyberleninka.ru В советской модели коллективизма благо группы людей или общества в целом ставится выше, чем благо отдельной личности. cyberleninka.ru Цели группы (как правило, семьи или рабочей группы) имеют однозначный приоритет по сравнению с личными целями. cyberleninka.ru
- Подход к воспитанию «сверху вниз». cyberleninka.ru В советской педагогике воспитатель не насильно воспитывал детей, а создавал «ситуации», в которых каждый, как самостоятельная личность, во взаимодействии с другими личностями, мог воспитывать и перевоспитывать друг друга, обогащая взаимно. cyberleninka.ru
- Ориентировка на будущее. vk.com В советской педагогике воспитанников следовало ориентировать на будущее, а не на прошлое, открывать им радостные реальные перспективы. vk.com
В зарубежной системе образования к концу XX века стала преобладать гуманистическая парадигма: главная цель педагогического процесса — способствовать развитию способностей человека, развитию его личности, его духовному росту, его нравственности и самосовершенствованию, самореализации. infourok.ru