Ключевые отличия между педагогическими и предметными противоречиями в обучении заключаются в их природе и характере:
- Педагогические противоречия возникают в самом процессе обучения и могут быть как внешними (возникающими из-за повышающихся требований социума к обучению), так и внутренними (разногласиями внутри процесса обучения). 2 Например, противоречия между объёмом знаний всего человечества и объёмом знаний, который может усвоить ученик, или между практическими задачами и способностями ученика. 23
- Предметные противоречия связаны с изучением конкретных предметов и отражают взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон предметов, явлений и процессов, находящихся во внутреннем единстве, взаимополагании и взаимопроникновении. 5 Например, противоречие между наукой и школьным предметом, когда преподаватель не всегда может преподнести, а ученик — усвоить в полной мере весь объём информации. 3
Таким образом, педагогические противоречия касаются процесса обучения в целом, а предметные — конкретных предметов и их изучения.