Некоторые ключевые отличия зарубежных и российских подходов к пониманию компетентности:
Зарубежные подходы (например, американский, английский, французский, немецкий) имеют разные акценты в изучении компетенций: 2
- Американская школа направлена на выявление поведенческих характеристик компетенций и делает упор на личностные качества обучаемых. 2
- Английская школа ориентирована на выявление и совершенствование профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов. 2
- Французская школа при определении компетенций включает в себя поведенческие характеристики, предшествующие знания и опыт обучаемых. 2
- Немецкая школа интегративна и выделяет профессиональные, личностные и социальные компетентности. 2
Российские подходы также имеют свои особенности, например:
- Э. Ф. Зеер и Э. Э. Сыманюк под компетентностью понимают систему знаний в действии, в центре которой находятся деятельностные, то есть процессуальные знания, и которая учитывает эмоционально-волевой и мотивационный компонент. 2
- Ю. Г. Татур видит профессиональную компетентность как «качество человека, завершившего образование определённой ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учётом её социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны». 3
Кроме того, есть различия в терминологии: 1
- Ответственность в российской модели «20 граней» в западной терминологии называется Решительностью. 1
- Нацеленность на результат в российской модели объединяет в себе компетенции Настойчивость и Нацеленность на достижение в западной модели. 1
- Сбор информации в российской модели подразумевает не только способность эффективно собирать информацию в устном общении, как это определено в западной модели, но и правильно определять источники информации для более быстрого анализа нужной информации и принятия рационального решения. 1