Некоторые ключевые методы мониторинга и анализа воспитательного процесса:
- Системный метод. 1 Подразумевает анализ воспитательной работы как системы, её совокупности составных частей и компонентов. 1 В процессе анализа устанавливается наличие или отсутствие связей, определяется роль и значимость в реализации воспитательной работы. 1
- Метод анализа и синтеза. 1 Предусматривает разложение целого на элементы, их анализ и последующее соединение в целое. 1 Например, перед началом оценки результатов работы воспитанников устанавливают составные элементы, которые необходимо оценить. 1 На основании полученной совокупности оценок делается вывод о деятельности всего коллектива и результатов его труда. 1
- Метод сравнения и аналогии. 1 Основан на осуществлении предварительного сопоставления однородных данных, а затем их оценка на основании схожести характеристик. 1 Например, сравнение спортивных результатов учащихся с установленными нормативами, а затем сравнение данных результатов и характеристик по аналогии с ожидаемыми результатами по учебному заведению. 1
- Графический метод. 1 Предусматривает составление наглядностей, на которых можно отследить динамику результативности (графики, таблицы, диаграммы и т. д.). 1
- Метод установления причинно-следственных связей. 1 Направлен на выявление причин, определяющих поведение воспитательной системы и являющихся основанием для происходящих изменений. 1
Также в рамках мониторинга могут быть использованы различные инструменты: наблюдение, тестирование, анкетирование, проблемный анализ документов, интервьюирование и другие. 5