Некоторые ключевые идеи «Школы диалога культур» (ШДК), сформулированные В. С. Библером: 1
- Переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры». 1 Выпускник ШДК должен обладать не готовыми знаниями, умениями и навыками, а культурой их формирования и изменения. 1
- Углублённое освоение «диалогизма» как основного определения мысли. 1 Диалог в ШДК — это не только путь к овладению истиной, но и суть самой мысли. 1
- Процесс обучения строится как целенаправленное спиральное возвращение мысли к началу. 1 Основная цель курса обучения — формирование исторически определённых и логически обоснованных начал. 1
- Основное содержание школьного курса — освоение «точек превращения», в которых одна форма понимания переходит в другую, а разные формы логики понимания обосновывают друг друга. 1
- Отражение многоголосья мира в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога. 2 Ученик не «усваивает» готовый учебный предмет, а оказывается в позиции столкновения мнений, гипотез, концепций, которые дают ему возможность открыть для себя «новое» знание. 2
- Построение мышления по моделям и схемам разных культур. 2 Представители различных культур постоянно вступают в диалог на соответствующих уровнях, обогащая и дополняя друг друга. 2