Движущие силы воспитательного процесса заключаются в разрешении разнонаправленных противоречий посредством педагогического воздействия на ребёнка. 13
Внешние движущие силы — это окружающая ребёнка среда, оказывающая на него определённое воспитательное воздействие. 1 К ним относятся:
- семья и образовательное учреждение, а также требования, которые предъявляет педагог к ребёнку в процессе воспитания; 1
- окружающая ребёнка информация: духовно-нравственная, культурологическая, историческая, литературная, политическая, формирующая личностные взгляды и пристрастия; 1
- личный пример взрослого, который формирует у ребёнка представление о том, как необходимо поступать и вести себя в определённых ситуациях; 1
- требования, предъявляемые к деятельности ребёнка со стороны взрослых (учителя, воспитателя, родителей и т.д.). 1
Внутренние движущие силы — это внутренние потребности и возможности ребёнка в личностном развитии. 1 К ним относятся:
- личностные потребности ребёнка в развитии и их удовлетворение средствами воспитания; 1
- внутренний потенциал каждого ребёнка и возможности его оптимальной реализации в рамках воспитательного процесса; 1
- цели, которые ставит перед собой каждый ребёнок и способы их достижения. 1
Для эффективного воспитательного процесса необходимо сочетание внутренних и внешних движущих сил. 1