Вклад Адольфа Дистервега в развитие педагогики заключается в следующих аспектах:
- Концепция образования, направленного на всестороннее развитие личности ученика. 1 Дистервег считал, что образование должно не просто передавать знания, но также способствовать развитию умственных, моральных и физических качеств человека. 1
- Разработка дидактики развивающего обучения. 23 Основные требования педагог изложил в виде 33 законов и правил. 35 Дистервег выдвинул ряд требований, касающихся наглядного обучения, установления связи между родственными учебными предметами, систематичности преподавания, прочности усвоения знаний, воспитывающего характера обучения. 3
- Выдвижение принципов воспитания и обучения. 4 Дистервег сформулировал ведущие принципы — природосообразность, культуросообразность и самодеятельность. 4 Под природосообразностью он понимал следование в воспитании и обучении природе ребёнка, развитие заложенных в нём хороших природных задатков, учёт возрастных и индивидуальных особенностей. 4
- Выступление в защиту единой и всеобщей школы. 4 Дистервег настаивал на создании школы, которая была бы доступна всем детям независимо от сословной принадлежности, общественного положения и религиозных взглядов их родителей. 4
- Выдвижение идеи общечеловеческого воспитания. 4 Главная задача школы, по мнению педагога, заключалась в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан. 4
Теоретические идеи Дистервега были изложены в его многочисленных трудах, среди которых наиболее известными являются «Руководство для немецких учителей» и «Курс педагогики». 1
Педагогические идеи Дистервега, его учебники оказали положительное влияние на развитие народного образования в Германии и получили распространение далеко за её пределами. 3