Педагогическое новаторство Квинтилиана заключалось в следующих идеях:
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. 12 Квинтилиан считал, что уже младенца необходимо обучать правильно произносить звуки речи, выговаривая слова. 12 Он выдвигал требование сделать процесс обучения естественным и радостным для детей. 25
- Использование игровой формы обучения. 1 Начинать обучение детей следует в игровой форме. 1
- Нравственная основа обучения. 2 Квинтилиан настаивал на необходимости такого образования, которое было бы полезно обществу. 2 Цель воспитания, по его мнению, — серьёзная подготовка молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. 2
- Отказ от телесных наказаний. 12 Квинтилиан утверждал, что такое наказание оскорбляет чувство чести, создаёт рабские привычки и не помогает обучению. 2
- Предпочтение организованному школьному обучению перед домашним. 24 Квинтилиан отдавал предпочтение школьному обучению, считая, что оно приучает учеников не смущаться и свободно говорить перед большим количеством слушателей. 3
- Разработка требований к учителю. 23 Квинтилиан одним из первых в истории педагогики сформулировал ряд требований к учителю и воспитателю. 3 В нравственном отношении учитель должен быть образцом для учеников, он должен быть тактичным и терпеливым, на обращённые к нему вопросы отвечать охотно. 3
Квинтилиан создал первый специальный педагогический труд «О воспитании оратора», в котором заложил основы дидактики и методики, систематизировав требования к воспитанию детей дошкольного возраста. 13