Концепция народности воспитания К. Д. Ушинского заключалась в том, что отечественная педагогическая наука должна быть построена с учётом национальных особенностей русского народа, отражать специфику национальной культуры и воспитания. 12
Некоторые основные положения концепции:
- Каждый народ создаёт свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творческими проявлениями. 12 Ушинский считал невозможным подражать или механически переносить в русскую педагогику принципы воспитания других народов. 12
- Народ определяет содержание и характер воспитания. 12 История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими ценностями и идеалами. 12
- Дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой. 12
- Всё население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием. 12 Школа должна готовить для жизни творческой и полнокровной, образование и воспитание в школе призваны вводить человека в жизнь родной страны. 4
- Воспитание женщин должно быть наравне с мужчинами. 12
- Подлинная народность выражается, прежде всего, в родном языке. 12 Ушинский считал, что только родной язык может оказать влияние на духовное развитие и на формирование национальных черт характера ребёнка. 1
- Принцип народности связан с задачами формирования личности, с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. 2