Новаторские идеи В. В. Давыдова относительно развития образования заключались в следующем:
- Изменение предметного содержания обучения. 5 В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы, в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий. 5
- Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления. 5
- Главная задача — освоение учащимися обобщённых способов действия. 5 Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени. 5
- Переход на коллективно-распределённый тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. 5
- Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний. 5
- Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей. 5
На основе теории различных типов мышления человека В. В. Давыдова были созданы и внедрены конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам. 3