Теория развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова предполагает, что обучение должно формировать у школьников теоретическое мышление, то есть быть ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание отношений и причинно-следственных связей между ними. 4
Некоторые положения теории:
- Изменение предметного содержания обучения. 5 В отличие от традиционной педагогической системы, в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий. 5
- Обучение по принципу восхождения мысли от абстрактного к конкретному. 5 Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями. 5
- Применение деятельностного подхода. 5 Система предполагает отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления. 5
- Переход на коллективно-распределённый тип деятельности. 5 Учитель должен организовать совместную творческую деятельность детей по их самостоятельному усвоению знаний. 5
- Формирование способности к рефлексии субъекта учения. 5 Поисково-исследовательская учебная деятельность позволяет ученику реализовать себя как субъект учения и создаёт условия для формирования способности к рефлексии как основы теоретического мышления. 5