Система коллективного воспитания в детских трудовых коммунах Антона Макаренко строилась на принципе параллельного педагогического действия: педагоги работали не с личностью конкретного подростка, а с коллективом, и персональное воздействие на каждого происходило именно через группу. skillbox.ru
Некоторые элементы системы:
- Трудовое воспитание. foma.ru Основой метода было раннее включение детей в производительный труд, который приносил пользу коллективу, обществу и самому ребёнку. dzen.ru В коммунах были производственные мастерские, потом — построен собственный завод. dzen.ru
- Самоуправление. dzen.ru foma.ru Макаренко считал, что коллектив должен напоминать семью, в которой младшие учатся у старших, подчиняясь им. externat.foxford.ru При этом он старался создать демократическое общество, в котором дети научатся и руководить, и слушаться. externat.foxford.ru
- Целеполагание. externat.foxford.ru Макаренко понимал, что коллективу необходимы как глобальные, так и сиюминутные цели. externat.foxford.ru По его теории перспективных линий, все цели делились на три вида: externat.foxford.ru
- Близкие перспективы — достижение которых принесёт радость уже сейчас. externat.foxford.ru
- Средние перспективы — радостные события, к которым надо готовиться на протяжении некоторого времени. externat.foxford.ru
- Дальние перспективы затрагивают будущее всего учреждения. externat.foxford.ru
- Дисциплина. externat.foxford.ru Макаренко утверждал, что дисциплина должна быть осознанной: каждый должен понимать, почему нужно выполнять то или иное действие и как оно помогает всему коллективу. externat.foxford.ru
- Строгие правила. externat.foxford.ru В коммуне действовали строгие правила: воспитанники должны были вставать в определённое время, умываться, носить установленную форму одежды, содержать в чистоте жилые и рабочие помещения. externat.foxford.ru
- Система поощрений и наказаний. dzen.ru Наказанием педагог понимал нравственные переживания ребёнка за то, что его поведение осудил коллектив. dzen.ru