Реформа русского стихосложения, предложенная Тредиаковским, изложена в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735). 14
Некоторые аспекты реформы:
- Учёт акцентологии русского языка. 1 Тредиаковский отметил, что в русском стихе ударение не закреплено за определённым слогом, поэтому силлабический (равносложный) принцип стихосложения не подходит. 2
- Введение понятия стопы. 1 Стопа — новая ритмическая единица стиха, представляющая собой сочетание ударного слога с одним или несколькими безударными. 1 Тредиаковский выделил четыре типа стоп: хорей, ямб, спондей и пиррихий. 34
- Закономерное повторение стоп в стихе. 1 Начавшись со стопы хорея или ямба, стих должен продолжаться этими же самыми стопами. 1
- Обновление традиционных размеров стихосложения. 2 Тредиаковский решил обновить 13-сложный и 11-сложный размеры путём введения постоянных ударений и цезуры. 25
- Упорядочение рифмы. 3 Окончание стиха, по Тредиаковскому, всегда должно быть женским, а окончание предцезурного полустишия — мужским. 3
Таким образом, Тредиаковский открыл и научно обосновал силлабо-тоническую систему стихосложения, которая опирается на одинаковое число ударений в каждом стихе и чередование ударных и безударных слогов. 14