Педагогическая теория Николая Ивановича Новикова базировалась на идее подготовки для России истинных сынов Отечества. 1
Некоторые положения концепции:
- Целостное воспитание. 1 Новиков выступал за воспитание, в результате которого человек станет счастливым и полезным. 1 Наставник должен опираться на положительные задатки и склонности ребёнка, чтобы подготовить полезного для общества и государства гражданина. 1
- Приоритет умственного воспитания. 12 Новиков считал, что чем более образован человек, тем легче ему стать более нравственным. 12 Поэтому учителям важно развивать мышление детей, поддерживать в них любознательность, воспитывать внимательность. 12
- Сочетание изучения точных и гуманитарных наук. 1 Новиков полагал, что при обучении нужно сочетать эти направления, чтобы с пользой применять полученные знания. 1
- Общественное воспитание. 2 Новиков считал неправильной идею о воспитании детей в закрытых учебных заведениях. 2 Он отдавал предпочтение общественному воспитанию, которое даёт детям возможность соревноваться в приобретении знаний, что стимулирует их успехи в учёбе. 2
- Гуманность в обращении с детьми. 1 Новиков проповедовал гуманность в обращении с детьми, отрицал пользу телесных наказаний, требовал уважения к личности ребёнка и признания её самостоятельности. 1
- Важность примера воспитателя. 5 Процесс воспитания, по Новикову, осуществляется не столько при помощи наставлений, сколько на основе живого примера воспитателя и доверия к нему со стороны учеников. 5
Н. И. Новиков впервые обосновал интерес с точки зрения психологии и отождествлял любопытство с потребностью обогащения ума и сердца. 5 Он считал важным развитие детских интересов, приобщающих к знаниям. 5