Педагогическая теория Николая Ивановича Новикова базировалась на идее подготовки для России истинных сынов Отечества. dzen.ru
Некоторые положения концепции:
- Целостное воспитание. dzen.ru Новиков выступал за воспитание, в результате которого человек станет счастливым и полезным. dzen.ru Наставник должен опираться на положительные задатки и склонности ребёнка, чтобы подготовить полезного для общества и государства гражданина. dzen.ru
- Приоритет умственного воспитания. dzen.ru elar.rsvpu.ru Новиков считал, что чем более образован человек, тем легче ему стать более нравственным. dzen.ru elar.rsvpu.ru Поэтому учителям важно развивать мышление детей, поддерживать в них любознательность, воспитывать внимательность. dzen.ru elar.rsvpu.ru
- Сочетание изучения точных и гуманитарных наук. dzen.ru Новиков полагал, что при обучении нужно сочетать эти направления, чтобы с пользой применять полученные знания. dzen.ru
- Общественное воспитание. elar.rsvpu.ru Новиков считал неправильной идею о воспитании детей в закрытых учебных заведениях. elar.rsvpu.ru Он отдавал предпочтение общественному воспитанию, которое даёт детям возможность соревноваться в приобретении знаний, что стимулирует их успехи в учёбе. elar.rsvpu.ru
- Гуманность в обращении с детьми. dzen.ru Новиков проповедовал гуманность в обращении с детьми, отрицал пользу телесных наказаний, требовал уважения к личности ребёнка и признания её самостоятельности. dzen.ru
- Важность примера воспитателя. nsportal.ru Процесс воспитания, по Новикову, осуществляется не столько при помощи наставлений, сколько на основе живого примера воспитателя и доверия к нему со стороны учеников. nsportal.ru
Н. И. Новиков впервые обосновал интерес с точки зрения психологии и отождествлял любопытство с потребностью обогащения ума и сердца. nsportal.ru Он считал важным развитие детских интересов, приобщающих к знаниям. nsportal.ru