Педагогическая деятельность Дмитрия Кабалевского заключалась в создании музыкально-педагогической концепции массового музыкального воспитания и программы по музыке для общеобразовательных школ. 23
Некоторые аспекты деятельности:
- Разработка целей обучения. 3 Кабалевский стремился ввести подростков и детей в мир «большой», серьёзной музыки, сформировать у них музыкальную культуру, научить слушать, слышать и эмоционально правильно откликаться на мир современности. 3
- Использование принципа тематизма. 3 Уже на начальных этапах обучения музыкальные произведения концентрировались вокруг трёх важнейших жанров музыки: песни, танца, марша. 3
- Интеграция искусств. 1 Кабалевский рассматривал взаимосвязи между музыкой, литературой, изобразительным искусством, театром, кино. 1
- Использование игр и музыкальных драматизаций. 5 Это превращало образовательный процесс в увлекательную игру, отвечающую потребностям и возрастным особенностям детей. 5
- Применение общедидактических методов. 5 Кабалевский впервые определил перечень таких методов, обязательных к использованию в музыкально-педагогической практике. 5
Некоторые достижения педагогической деятельности Кабалевского:
- В 1964 году по инициативе композитора в Колонном зале Дома союзов начали проводиться Пионерские музыкальные собрания. 2
- С 1973 по 1981 год Кабалевский работал учителем музыки общеобразовательной школы, создавая новую программу и осуществляя научное руководство её апробацией и внедрением. 1
- Кабалевский написал более полутора десятков книг, в которых показал связь музыки с жизнью, литературой, живописью. 2 Среди них: «Ровесники», «Как рассказывать детям о музыке», «Музыка и современное воспитание» и другие. 2