А. С. Макаренко создал модель организации образовательного процесса, при которой затраты на обучение частично или почти полностью покрывались за счёт прибыли от продуктивного труда учащихся. 1
При этом Макаренко не был сторонником того, чтобы школа сама себя «окупала». 1 Он считал, что количество времени, отводимого на труд, не должно быть непропорционально больше количества времени, затрачиваемого на учёбу, спорт, искусство, игры и общественную деятельность. 1
Экономический эффект труда подростков в системе Макаренко заключался в приобщении их к производству, а не в том, чтобы они сами себя обеспечивали. 1
Например, в коммуне имени Дзержинского, которую возглавлял Макаренко, было налажено высокотехнологичное промышленное производство. 5 Воспитанники самостоятельно изготавливали все детали, включая линзы, и получали зарплату на сберкнижку. 3