Новаторская методика Виктора Фёдоровича Шаталова заключалась в разработке системы интенсивного обучения, которая позволяла облегчить освоение и запоминание сложных предметов (физики, алгебры и геометрии, химии, астрономии и т. д.) и сократить время обучения более чем в 2–3 раза. xn--80ajjifdqt0evb7a.xn--p1ai
Некоторые принципы методики:
- Целостное восприятие информации. xn--80ajjifdqt0evb7a.xn--p1ai Сначала давалась вся картинка целиком, далее выстраивались отдельные эскизы, постоянно происходило возвращение к главному фрагменту. xn--80ajjifdqt0evb7a.xn--p1ai Особое внимание уделялось повторению — так постепенно могли усвоить материал все ученики. xn--80ajjifdqt0evb7a.xn--p1ai
- Ограниченность восприятия информации. xn--80ajjifdqt0evb7a.xn--p1ai Опорный конспект от учителя содержал 7 оптимальных элементов восприятия по теме, которые сохранялись в долговременной памяти. xn--80ajjifdqt0evb7a.xn--p1ai
- Сотрудничество. xn--80ajjifdqt0evb7a.xn--p1ai Гуманное отношение к ученику, отсутствие критики и негативной оценки знаний, снятие психологического напряжения в классе, отсутствие жёстких рамок (основа будущего творчества). xn--80ajjifdqt0evb7a.xn--p1ai
- Бесконфликтность. xn--80ajjifdqt0evb7a.xn--p1ai Позволяла добиться результата вне зависимости от способностей, то есть низкая оценка накрывалась высокой, давая возможность получить хороший результат в конце семестра. xn--80ajjifdqt0evb7a.xn--p1ai
- Последовательность. xn--80ajjifdqt0evb7a.xn--p1ai Изучение теории, отработка практики. xn--80ajjifdqt0evb7a.xn--p1ai
- Открытые перспективы. xn--80ajjifdqt0evb7a.xn--p1ai Открытое и подвижное оценивание, открытый учёт знаний, возможность ученику выйти на высокий уровень знаний и оценок. xn--80ajjifdqt0evb7a.xn--p1ai
Шаталов не делал разграничения учеников на сильных и слабых, все ученики были равны. cyberleninka.ru Способные дети могли осваивать школьную программу с опережением, остальные не отставали от них, потому что учителем был вызван интерес к учению, а дети стремились добиться успеха. cyberleninka.ru