Научная деятельность Бориса Асафьева в области музыки включала:
- Создание фундаментальных научных трудов, которые положили начало советскому музыкознанию. 1 Асафьев написал работы о М. И. Глинке, М. П. Мусоргском, П. И. Чайковском, А. К. Глазунове, С. И. Танееве, Н. Я. Мясковском, Д. Д. Шостаковиче, А. И. Хачатуряне, Э. Кшенеке, Э. Григе и современной чешской музыке. 1
- Исследование отечественной музыки. 1 Среди работ: «Прошлое русской музыки. Материалы и исследования. П. И. Чайковский» (1920), «Русская поэзия в русской музыке» (1921), «Симфонические этюды» (1922), «К восстановлению „Бориса Годунова“ Мусоргского» (1928), «Музыка и музыкальный быт старой России» (1927), «Русский романс» (1930). 1
- Разработка теории интонации. 23 Асафьев определил музыку как «искусство интонируемого смысла» и доказал, что музыкальные интонации рождаются так же, как и речевые — из психической жизни человека. 2
- Классификация музыкальных форм. 3 Асафьев подразделил все музыкальные формы на две большие группы: формы, базирующиеся на принципе тождества, и формы, базирующиеся на принципах контраста. 3
- Изучение вопросов музыкального просвещения и образования. 3 Асафьев затрагивал такие вопросы, как организация музыкально-просветительской работы среди широких масс, её содержание и методика проведения, необходимость неустанной борьбы за высокохудожественный репертуар. 3
Научное наследие Асафьева насчитывает свыше 900 печатных трудов. 1