Методика коллективного творческого воспитания, разработанная Владимиром Караковским, заключалась в ориентации на развитие личности школьников с опорой на преобладающие интересы и способности. 1
Ведущими идеями методики были:
Основная форма организации жизнедеятельности школьного коллектива — совместная подготовка и проведение неформальных творческих дел. 2 Учащиеся вместе с воспитателями организовывали спортивные и творческие конкурсы, научные экспедиции, театральные и музыкальные поставки, а также коммунарские сборы. 2
Главным функциональным узлом методики был весенний коммунарский сбор, который проводился в каникулы. 2 Сбор длился три дня, за которые участники успевали создать и продемонстрировать спектакли, стенгазеты, песни и танцы. 2 Главным на сборе выступало не осуществление творческой деятельности и не получение продуктов этой деятельности, а наличие особой психологической атмосферы и специфического способа общения. 1
Кроме того, в школе стали использовать групповые формы работы на уроке, появились новые форматы урока, например, межпредметные, интегративные и разновозрастные уроки. 2