Вербальные средства (речь) важны в коммуникации учителя, так как с их помощью педагог объясняет и спрашивает, убеждает, направляет и стимулирует учеников. 3 Богатство речевого оформления мысли позволяет учителю привлечь внимание учеников к малоинтересному материалу, понятно и доступно объяснить трудное, вовремя найти нужное слово для одобрения и утешения. 3
Некоторые аспекты значения вербальных средств:
- Динамика голоса. 2 Повышая и усиливая голос в начале каждой фразы, учитель удерживает инициативу в общении, меняет интонационную палитру воздействия. 2 Монотонное преподнесение информации, наоборот, снижает восприятие ученика. 2
- Интонация. 5 Может нести до 40% информации. 5 При восприятии слов человек сначала реагирует на интонацию ответным действием и лишь потом усваивает смысл сказанного. 5
Невербальные средства (мимика, жесты, интонация, поза, взгляд, манера слушать) также важны в коммуникации учителя, так как они:
- усиливают эмоциональную насыщенность сказанного; 4
- являются показателем ролевых отношений; 4
- создают образ учителя и ученика; 4
- поддерживают оптимальный психологический климат на уроке. 4
Некоторые аспекты значения невербальных средств:
- Тактильная коммуникация. 1 С помощью прикосновения можно установить контакт, привлечь внимание, выразить отношение к ребёнку. 1
- Мимика. 15 Выражение уверенности в себе, своевременная улыбка, расположенность к общению помогают установить контакт с учащимися. 1
- Жесты. 1 Жестикуляция педагога выступает для учеников индикатором его отношений к ним. 1 Жесты помогают удерживать внимание воспитанников, являются фактором эффективного обучения. 1
- Визуальное взаимодействие. 15 Доброжелательный и внимательный взгляд при выслушивании учащегося позволяет поддерживать обратную связь. 1