Значение непосредственного наблюдения в обучении заключается в том, что оно способствует формированию полноценных представлений и развитию познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения. 13
Некоторые другие преимущества наблюдения как метода обучения:
- Развитие навыков. 2 Наблюдение позволяет учиться описывать предмет по плану, сравнивать и выделять главное, задавать вопросы, ставить перед собой проблему, составлять планы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям и явлениям, проявлять самостоятельность и активность. 2
- Знакомство с процессом развития. 13 Длительные наблюдения дают возможность знакомить учащихся с изменением состояния того или иного объекта, что необходимо для развития мыслительной деятельности. 13
- Определение сильных и слабых сторон ученика. 4 Наблюдение позволяет преподавателю выявить любимые предметы и занятия ученика, его интересы, характер и, опираясь на полученные данные, предпринять конкретные действия, которые позволят наладить с ним достойные отношения, привлечь внимание к учёбе и повысить интерес к предметам. 4
- Оценка деятельности педагога. 4 Наблюдение позволяет оценить, всё ли правильно делает педагог, грамотно ли планирует занятие, как общается и вовлекает детей, помогает им развиваться и прочее. 4