Значение основных идей Л. С. Выготского для коррекционной педагогики заключается в следующем:
- Учение о взаимосвязи обучения и развития. 1 Учёный доказал, что обучение становится развивающим только при условии, когда оно несколько опережает психическое развитие ребёнка. 1
- Понятие «зона ближайшего развития». 15 Согласно концепции Выготского, в процессе обучения необходимо опираться не только на уровень актуального развития, то есть сформированные психические функции, но и на «зону ближайшего развития». 1
- Принцип обходного пути в коррекционной работе. 1 Учёный определил, что коррекционная деятельность должна строиться с опорой на сохранные функции, в обход пострадавших. 1
- Идея о компенсаторных возможностях организма. 1 Выготский активно разрабатывал мысль о компенсаторных возможностях организма аномального ребёнка. 2 Исходной точкой в коррекционно-педагогической работе с такими детьми он считал сохранное, наименее подвергшееся аномалии или не затронутое ею состояние организма ребёнка. 2
Идеи Выготского до сих пор являются основополагающими при разработке программ развития, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. 1