Развивающая и воспитательная функции в педагогике находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. 14 Одна функция предшествует другой, является её причиной, а другая выступает следствием и условием активизации первопричины. 14
Воспитательная функция формирует у учащихся мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические, этические представления, взгляды, убеждения, способы поведения и деятельности в обществе, систему идеалов, отношений, потребностей, физическую культуру. 2 Воспитание дисциплинированности, организованности, общественной активности и других качеств создаёт условия для более активного и успешного обучения. 2
Развивающая функция, в свою очередь, предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы. 1 Обучение осуществляет развивающую функцию более эффективно, если имеет специальную направленность и включает учеников в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы. 2
Таким образом, воспитание и обучение встроены в процесс развития ребёнка, а не надстраиваются над ним. 3