Принцип культуросообразности и принцип самодеятельности в образовании связаны через концепцию немецкого педагога Адольфа Дистервега, который считал их тесно связанными принципами обучения и воспитания. 1
Принцип культуросообразности подразумевал организацию учебно-воспитательного процесса с учётом определённой культуры: внешней (нормы морали, быта, потребления), внутренней (духовная жизнь человека) и общественной (социальные отношения и национальная культура). 2 Этот принцип отвечал на вопросы «для кого?», «для чего?» и «чему?». 5
Принцип самодеятельности Дистервег понимал как активность, инициативность личности в процессе обучения и воспитания. 14 По его мнению, развитие детской самодеятельности для служения истине, красоте и добру было конечной целью воспитания. 14 Принцип самодеятельности отвечал на вопросы «зачем?» и «кто?». 5
Таким образом, принцип культуросообразности фокусирует внимание на целях, содержании и формах образования, а принцип самодеятельности указывает на человека как цель и субъект педагогической деятельности, на его активность в формировании, становлении и развитии себя как социального существа, как личности и как индивидуальности. 5