Принцип сознательности и принцип прочности знаний взаимосвязаны, так как реализация одного принципа связана с реализацией другого. 2
Принцип сознательности предполагает активное усвоение знаний в процессе познавательно-практической деятельности. 1 Ученики проявляют познавательную активность, являются субъектом учебной деятельности, включаются в процесс самостоятельного добывания знаний. 2 Принцип сознательности направлен против формального заучивания знаний. 5
Принцип прочности знаний, в свою очередь, требует, чтобы знания прочно закрепились в памяти учеников, стали частью их сознания, основой привычек и поведения. 2 Прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную, познавательную активность. 2 Для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия. 2
Таким образом, принцип сознательности способствует активному усвоению знаний, а принцип прочности — их закреплению в памяти учащихся.