Взаимосвязь между культуросообразностью и самодеятельностью в воспитании заключается в том, что, по мнению немецкого педагога Адольфа Дистервега, эти принципы тесно связаны между собой. 2
Принцип культуросообразности подразумевал организацию учебно-воспитательного процесса с учётом определённой культуры: внешней (нормы морали, быта, потребления), внутренней (духовная жизнь человека) и общественной (социальные отношения и национальная культура). 3 Дистервег считал, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить. 1
Самодеятельность Дистервег понимал как активность, инициативность личности в процессе обучения и воспитания. 12 Он считал самодеятельность решающим фактором, определяющим личность человека, всё его поведение. 3 В развитии детской самодеятельности Дистервег видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования. 1
Таким образом, принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно считаться не только с природой ребёнка, но и с уровнем культуры данного времени и данной страны, а самодеятельность рассматривается как важнейшая черта личности, развитие которой является конечной целью воспитания. 13