Влияние социальной установки учителя на эффективность обучения заключается в его стиле педагогического общения. 13 Он воздействует как на учебные результаты учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности, стимулируя или, наоборот, сдерживая их развитие. 3
Учителя с демократическим стилем создают творческую атмосферу, стимулирующую интерес к теме урока, уменьшающую дистанцию и способствующую установлению более тесных эмоциональных контактов. 1 При таком стиле ученик рассматривается как равный партнёр в общении, коллега в совместном поиске знаний. 1 Ученики часто испытывают состояние спокойной удовлетворённости, высокой самооценки. 1
Педагоги с авторитарным стилем руководства классом много времени затрачивают на поддержание жёсткой дисциплины, не стремятся получить обратную связь от учеников и не создают атмосферу на уроках. 1 Для них характерна «оценочная» мотивация, ориентация не столько на сам учебный процесс, сколько на его результат в виде получения отметки. 1 Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют её только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. 1
Либеральный стиль руководства классом не позволяет создать благоприятные условия для учащихся, что проявляется в непоследовательности воспитательных воздействий и попустительстве. 1 При таком стиле учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. 1 Организация и контроль деятельности учащихся осуществляется без системы, в классе неустойчивый микроклимат. 1