Вклад Юрия Лотмана в развитие семиотики кино заключается в следующем:
- Представление о кино как о языке, который определённым образом «закодирован». 1 По мнению Лотмана, зритель должен владеть этим кодом, чтобы корректно «прочитать» фильм. 1
- Выделение дискретных знаков и недискретного целого в кинотексте. 1 Лотман различал два типа повествования: один предполагает соединение в цепочку различных кадров, их осмысленную последовательность, другой — трансформацию одного и того же кадра. 1
- Предложение анализировать фильм так же, как печатный текст — путём расчленения его на фильмические грамматические структуры. 23
- Рассмотрение кинематографа как повествования, где главенствует сюжет. 23 При этом учитываются художественные особенности — кадр, монтаж, но они служат ради единственной магистральной линии повествовательного строения. 2
- Изучение механизмов монтажа, киноповествования и других аспектов. 5 Для теории Лотмана важны понятия повтора и вариации. 5
Таким образом, Лотман предложил новый подход к анализу кинематографа, основанный на семиотических принципах, и способствовал развитию киноведения, рассматривая кинематограф как специфическую знаковую систему. 25