Вклад В. В. Давыдова в развитие советской педагогики заключается в следующих аспектах:
- Разработка логико-психологической концепции о двух основных типах мышления человека — рассудочно-эмпирическом и разумно-теоретическом. 1 Учёный описал внутренние связи этих типов мышления с процессом обучения. 1
- Создание теории учебной деятельности, которая опирается на понятие содержательного обобщения. 1 На основе этой теории были разработаны программы и учебно-методические пособия по разным предметам: математике, русскому языку, химии, географии и другим. 12
- Выявление условий организации развивающего обучения в процессе усвоения учащимися знаний и умений. 15 Решение задач, по Давыдову, представляет собой выполнение системы учебных действий (моделирование, контроль, оценка и другие). 1
- Исследование психологических условий и механизмов развития творческого воображения детей. 3 Учёный постулировал новый взгляд на ребёнка как на личность, обладающую собственной мотивацией, целями деятельности и творческой активностью. 3
- Разработка идеи об исходных коллективно-распределённых формах организации учебной деятельности. 4 Результаты исследований послужили основанием для проектирования учебных предметов, предусматривающих организацию групповых совместных форм обучения взрослых и детей. 34
- Разработка систем диагностики теоретического мышления и развития основных его структурных компонентов (анализ, планирование, рефлексия, системность мышления) на различном предметном материале. 4
Таким образом, работы В. В. Давыдова оказали существенное влияние на разработку философских проблем, связанных с определением путей развития человеческого мышления. 3