Вклад В. В. Давыдова в разработку теории учебной деятельности заключается в следующих аспектах:
- Формулирование положения о том, что усвоение теоретических знаний происходит при решении учебных задач. 1 Решение таких задач позволяет школьникам усваивать нечто «общее» ещё до усвоения его частных проявлений. 1
- Разработка психолого-педагогической программы по преобразованию начального обучения. 2 Учёный считал, что необходимо изменить принцип построения учебных предметов, чтобы их усвоение было одновременно и развитием способности к подлинному мышлению. 2
- Введение в теорию учебной деятельности положения о совместно-распределённой форме учебной деятельности. 3 Это позволило по-новому взглянуть на механизм содержательного обобщения и образования понятий у ребёнка. 3
- Создание критериев, позволяющих оценивать уровни сформированности учебной деятельности учащихся в целом и по отдельным её компонентам. 4
- Разработка систем диагностики теоретического мышления и развития основных его структурных компонентов (анализ, планирование, рефлексия, системность мышления) на различном предметном материале. 4
Совместно с Д. Б. Элькониным В. В. Давыдов создал психолого-педагогическую теорию развивающего образования, которая получила название теории Эльконина-Давыдова. 2