Вклад Людвига Витгенштейна в развитие философии заключается в следующих аспектах:
- Установление сходства структуры языка и мира. 3 Витгенштейн считал, что язык — это образ, тень, проекция мира, который представляет собой мозаику отдельно взятых фактов. 3 На момент публикации «Логико-философского трактата» (1921) эти идеи были передовыми, они вызвали активное развитие математической логики и структурных исследований в различных областях науки. 3
- Понимание роли языка в миропонимании и мироощущении человека. 3 Витгенштейн полагал, что философия — это не одна из наук, а нечто, стоящее под или над науками, а не рядом с ними. 3 Предметом философии должен быть язык как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания и возможности его выражения в языке. 3
- Критика чистого философствования. 3 Витгенштейн стремился использовать философию для изучения природы знания, убрав из неё неясные рассуждения и полумистические понятия, такие как «абсолютный дух» и «чистый разум». 3
- Представление языка как подвижной системы контекстов. 5 В «Философских исследованиях» Витгенштейн подверг резкой критике «традиционное» понимание языка и представил комплекс новых идей, заключающихся в понимании языка как подвижной системы контекстов, «языковых игр», в которых проявляются противоречия, связанные с неясностью смыслов используемых слов и выражений. 5
Вопросы и темы, которые были поставлены и развиты в трудах Витгенштейна, и предложенный им новый способ философствования во многом определили характер современной западной (в частности, англо-американской) аналитической философии. 5