Вклад Василия Александровича Сухомлинского в развитие педагогической науки заключается в следующих аспектах:
- Создание оригинальной педагогической системы. 1 Она основана на антропологическом подходе, гармонизации педагогической деятельности, признании личности ребёнка высшей ценностью. 1
- Разработка системы развивающего обучения. 4 В её основу положен гуманизм, уважение к детям, вера в их творческие силы и возможности. 4
- Введение понятия «педагогики сотрудничества». 1 Сухомлинский творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского и, опираясь на свои исследования и учительский опыт, смог развить и углубить их. 2
- Введение принципа «воспитания без наказания». 2 Сухомлинский считал, что наказания не нужны, если ребёнка воспитывают в добре, ласке, понимании. 2
- Разработка метода «шагов от успеха к успеху». 2 Обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста. 2
- Введение идеи сближения школы и семьи. 2 Сухомлинский пропагандировал идею возвращения педагогической ответственности в семью, призывал к педагогическому просвещению не только детей и учителей, но и родителей. 2
- Разработка комплексной эстетической программы «воспитания красотой». 1 Если дети не научатся видеть красоту в повседневности, они не смогут стать полноценными личностями. 3
Опыт Сухомлинского изучали и до сих пор изучают во многих странах мира. 3